Кто мы?

Блог Профи — сервиса, где специалисты и клиенты находят друг друга. Хотите попробовать?

Перейти на сайт Профи
Для профи

Дистанционка: как удержать внимание учеников на занятиях?

Раньше, чтобы побездельничать на уроке, ученикам нужно было спрятаться на последней парте. С переходом на дистанционку достаточно стало выключить камеру. Как помешать этому и удержать интерес и внимание все 90 минут? Спросили специалистов.
Дети учатся за ноутбуком

Обсуждайте пройденный материал

Если долго объяснять новую тему, ученики теряют концентрацию даже на офлайн-уроке. Что уж говорить про уроки онлайн, где возможностей отвлечься гораздо больше: в соседней вкладке открыта социальная сеть или новая серия любимого сериала. Поэтому репетитор по русскому языку Галина Якимова советует воспользоваться методикой, которую применяют на онлайн-курсах для взрослых. Там лекторы говорят не больше трёх минут подряд — а затем задают вопросы.

Галина Николаевна Якимова репетитор по русскому языку

4,92 48

Открыть анкету

«Уроки в онлайне не должны превращаться в долгие лекции. Ребёнка постоянно нужно спрашивать о чём-то, поддерживать с ним диалог, просить привести примеры к теории, которую только что объяснили. Если мы проходим глаголы второго спряжения, я прошу назвать несколько глаголов на —ить. Вроде бы просто. Но, во-первых, часто с ходу дети не могут вспомнить такие слова. Во-вторых, этот приём помогает удержать внимание».

Постоянный диалог помогает детям не терять концентрацию, ведь их в любой момент могут о чём-то спросить. Преподаватель по химии Татьяна Баринова, даже объясняя новый материал, прибегает к этому способу. Например просит напомнить что-то из предыдущей темы. Эту практику можно перенести и на другие школьные предметы.

Давайте интерактивные задания прямо на уроке

Репетитор по математике Зинаида Цветкова просит родителей ученика купить графический планшет или планшет со стилусом. Он пригодится для самостоятельной работы на электронной доске iDraw.

Зинаида Михайловна Цветкова репетитор по математике

5,0 53

Открыть анкету

«Я обычно занимаюсь по 90 минут и чередую разные виды деятельности. Сначала даю теорию, потом решаю задачи на интерактивной доске, а затем прошу сделать что-то учеников: решить пример или начертить схему. Так они не просто сидят и смотрят, но сами включаются в активную деятельность. Всё, что мы делали на уроке на этой доске, — сохраняется. И я часто вижу, как дети туда заходят во время подготовки домашнего задания, чтобы освежить память».

Можно обойтись и без покупки дополнительной техники. Например, использовать тесты в Google Docs, которые школьник будет выполнять, запустив для учителя демонстрацию экрана. При этом варианты ответов можно обсудить вместе, но выбрать и отметить правильный ученик должен сам. Иначе, по опыту специалистов, школьники просто начинают присутствовать на уроке и не берут на себя роль активного участника процесса.

Составляйте планы

Ставьте цели и составляйте планы

Одним ученикам, чтобы сосредоточенно заниматься, достаточно иметь долговременную цель, например олимпиаду или экзамен в конце года. Другим важно понимать, сколько придётся пройти за неделю или даже за один урок. Поэтому специалисты советуют потратить несколько минут, чтобы обсудить план занятия. Проговорите, из каких блоков оно будет состоять, будет ли самостоятельная работа, сколько времени и на что вы планируете выделить.

Галина Николаевна Якимова репетитор по русскому языку

4,92 48

Открыть анкету

«У меня для всех учеников есть план, расписанный по неделям до экзамена. Мы с ними точно знаем, в какой точке мы сейчас находимся, куда идём. Я считаю, это необходимо, потому что в школе дети так или иначе настраиваются на учебу — им некуда деваться. А когда они дома, в расслабляющей обстановке, можно легко забыть, ради чего все эти занятия, какая у них конкретная цель».

Не стесняйтесь камеры

Не стоит недооценивать роль камеры во время онлайн-уроков. Ведь если ученики не включают видео, учитель не сможет считать эмоции и вовремя понять, что нужно остановиться и объяснить подробнее.

В свою очередь учитель, включая камеру, перестаёт быть абстрактным диктором по ту сторону экрана. Язык жестов, мимика, любая реакция преподавателя помогают настроиться, подбадривают ученика, снимают стресс от постоянного нахождения за ноутбуком, считает Галина Якимова.

Шутите и играйте

И взрослые, и дети — не машины. Все мы устаём от обилия информации, и иногда хотим отвлечься и передохнуть. Преподаватель химии Вероника Ильина переключает внимание своих учеников, предлагая им решить ребус, кроссворд или подумать над нестандартным вопросом. А репетитор по химии Татьяна Баринова использует интересные истории и чувство юмора.

«Наш лектор, когда видел, что мы уже как сонные мухи, просто рассказывал анекдот. Я ими, конечно, постоянно не раскидываюсь, но иногда что-то подобное использую на занятии. Ребята смеются, комментируют — так лучше получается наладить с ними связь».
Физкультминутка

Устраивайте физкультминутки

Простейшие упражнения вроде «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали» помогут взбодриться при постоянном сидении за компьютером.

Зинаида Михайловна Цветкова репетитор по математике

5,0 53

Открыть анкету

«Так как уроки идут по 90 минут, я часто практикую физкультминутку. Примерно в середине занятия мы вместе с детьми делаем наклоны головы, массаж ушей, гимнастику для глаз, встаём и прыгаем. Эти 5 минут у нас обязательно есть в плане. Я не стесняюсь, сама встаю перед камерой и разминаюсь вместе с учениками. Эффект виден сразу: ребёнок оживляется, и дальше работает с новыми силами».

Не забывайте про обратную связь

Чтобы ученикам было по-настоящему интересно, можно спросить, какие форматы и задания им нравятся, что они ещё хотели бы видеть, кроме стандартной теории и упражнений из учебника. Для сбора отзывов отлично подойдут анонимные опросы в Google Docs.

«У меня 21 ученик, и при переходе на дистанционку я создала онлайн-опрос, где они могли написать, что им нравится и что не нравится, что хотелось бы изменить. Эта критика помогла мне улучшить качество занятий. Оказалось, что ребята хотели больше практических знаний, которые можно применить в обычной жизни. С репетиторами ведь чаще всего готовятся к тем заданиям, которые встретятся на экзамене. А им было бы интересно узнать немного больше, чем предполагает школьная программа: посмотреть картинки, видео с опытами, разобраться, где используется то или иное вещество».

Этот инструмент можно использовать и для того, чтобы проверить, насколько хорошо ученики усвоили материал. Репетитор по математике Зинаида Цветкова давно перестала задавать вопрос: «Всё понятно?». Вместо этого она проводит в конце урока блиц-опрос, в котором нужно решить несколько несложных примеров.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

Дети Школа

Похожие статьи